Arsenn32
Arsenn32
Премиум
- Регистрация
- 08/01/2019
- Сообщения
- 5.808
- Репутация
- 19.598
Как развивалась компания Wheely — от неудачной работы с таксопарками до выхода на зарубежные рынки.
Основатель Wheely спорил с менеджерами европейских таксопарков, экспериментировал с бизнес-моделями и продуктом. Сейчас его компания лидирует в премиум-сегменте российского рынка ride-hailing (заказ автомобилей с водителями — vc.ru) и готовится выйти на глобальный. У Wheely был неровный путь, сейчас компания растёт и постоянно нуждается в новых сотрудниках.
«Первая бизнес-ошибка»
Основатель компании Wheely Антон Чиркунов вырос в Швейцарии и не собирался возвращаться в Россию. В Европе он получил экономическое образование и не смог получить водительские права после выпуска — экзаменаторы в Цюрихе оказались слишком дотошными.
Поэтому приходилось много ездить на общественном транспорте и такси, и сразу стали заметны проблемы швейцарских такси. Однажды водитель выгнал Антона из машины за то, что тот зевнул, — таксист воспринял это как неуважение.
Первую попытку построить бизнес Антон предпринял в трёх европейских городах: Цюрихе, Вене и Амстердаме. Это был 2010 год — Uber тогда работал только в Сан-Франциско, а Apple едва выпустила четвёртую версию iOS.
Антон и его команда разработали приложение для заказа такси, которое планировали интегрировать в ПО местных таксопарков. Их представители были не против сотрудничества, но владелец ПО изначально не хотел допускать к нему людей со стороны, и в итоге просто забанил приложение Чиркунова.
Это была моя первая бизнес-ошибка, и я повторил её в Лондоне.
Проблема заключалась не только в доступе к ПО — клиентам просто не была нужна такая услуга. Зачем использовать отдельное приложение, если можно выйти и поймать то же самое такси в городе — всё равно стоит столько же.
Вторую попытку построить бизнес Антон предпринял в Лондоне. Знаменитые чёрные кэбы на местном рынке составляют лишь 20 тысяч из примерно 115 тысяч водителей, и их количество не растёт. Остальные 80% — это так называемые «private hire» — водители мини-кэбов или шофёры. Им вечно нужны заказы: в отличие от кэбменов, они не имеют права подбирать людей на улице.
Wheely увидели в этом бизнес-возможность. Владелец ПО, с помощью которого администрировались водители, не банил приложение — ему было попросту всё равно. Проблемой стали менеджеры компаний в секторе private hire: они были готовы платить, но переманивали клиентов и не давали машины, когда у них было достаточно своих заказов. В результате пользователям приложения Антона иногда приходилось ждать по 50 минут.
Реформы
После неуспешного запуска Антон не стал расформировывать компанию в Лондоне: сервис с подключёнными водителями продолжил работу, а в офисе остались сотрудники. Несмотря на неудачи и работу в пассивном режиме, лондонский офис окупался.
Стало ясно, что Wheely не хватает второй половины ПО: приложения для водителей и системы диспетчеризации. После разработки их нужно было тестировать — компания взяла в аренду пять автомобилей E-класса и запустилась в Москве. И эта модель выстрелила.
Сейчас Wheely — технологическая компания, у которой нет ни одного автомобиля ни в собственности, ни в аренде. В Wheely более ста сотрудников и две с половиной тысячи водителей, полторы тысячи из которых — в Москве. В других городах их меньше — в Лондоне количество водителей достигло ста пятидесяти. Зато транспортный регулятор Лондона продлил лицензию Wheely на пять лет.
Спустя три года после старта в Москве компания запустила в регионах Wheely Express — это была попытка зайти в более доступный сегмент, но неудачная. В Wheely считают, что качественная услуга не может быть недорогой. Поэтому было решено ориентироваться на людей с высоким уровнем достатка, готовых платить за свой комфорт и безопасность. А Wheely Express превратилась в региональные отделения компании.
Смена парадигмы
Для компании 2018 год — время выхода с российского рынка на международный, что не похоже на запуск в очередном российском городе. Чтобы запустить аналогичную бизнес-модель на рынке другой страны, нужно переформировать многие процессы внутри компании: это касается PR, коммуникаций, маркетинга.
Когда Wheely открывалась в России, компанию воспринимали как иностранный бренд. Сейчас ситуация обратная — за рубежом на Wheely автоматически навешивают ярлык компании из России. Соответственно, одна из основных целей сейчас — перестроиться и сменить имидж.
Поэтому команде Wheely нужны кандидаты с международным опытом и одновременно с пониманием российского рынка.
Основной задачей маркетологов будет формирование нового имиджа компании и сопровождение выхода на международный рынок. Им нужно будет изучать внешние рынки, разрабатывать маркетинговую стратегию, искать подход к новым аудиториям, до которых нужно будет донести преимущества Wheely, анализировать свои результаты и адаптироваться к меняющейся ситуации.
И всё это в тесном сотрудничестве с отделом разработки, поскольку именно им нужно внедрять в продукт функции, необходимые новой аудитории. У компании есть внушительный бэклог разноплановых задач — новые сотрудники нужны в том числе для их решения.
Атмосферой внутри команды Wheely напоминает стартап. В отличие от крупных корпораций, разработчики вольны сами выбирать для себя задачи: человек, который до этого занимался платёжными шлюзами, может переключиться на работу над самим сервисом или водительским сервером.
В Wheely открыты вакансии:
Основатель Wheely спорил с менеджерами европейских таксопарков, экспериментировал с бизнес-моделями и продуктом. Сейчас его компания лидирует в премиум-сегменте российского рынка ride-hailing (заказ автомобилей с водителями — vc.ru) и готовится выйти на глобальный. У Wheely был неровный путь, сейчас компания растёт и постоянно нуждается в новых сотрудниках.
«Первая бизнес-ошибка»
Основатель компании Wheely Антон Чиркунов вырос в Швейцарии и не собирался возвращаться в Россию. В Европе он получил экономическое образование и не смог получить водительские права после выпуска — экзаменаторы в Цюрихе оказались слишком дотошными.
Поэтому приходилось много ездить на общественном транспорте и такси, и сразу стали заметны проблемы швейцарских такси. Однажды водитель выгнал Антона из машины за то, что тот зевнул, — таксист воспринял это как неуважение.
Первую попытку построить бизнес Антон предпринял в трёх европейских городах: Цюрихе, Вене и Амстердаме. Это был 2010 год — Uber тогда работал только в Сан-Франциско, а Apple едва выпустила четвёртую версию iOS.
Антон и его команда разработали приложение для заказа такси, которое планировали интегрировать в ПО местных таксопарков. Их представители были не против сотрудничества, но владелец ПО изначально не хотел допускать к нему людей со стороны, и в итоге просто забанил приложение Чиркунова.
Это была моя первая бизнес-ошибка, и я повторил её в Лондоне.
Проблема заключалась не только в доступе к ПО — клиентам просто не была нужна такая услуга. Зачем использовать отдельное приложение, если можно выйти и поймать то же самое такси в городе — всё равно стоит столько же.
Вторую попытку построить бизнес Антон предпринял в Лондоне. Знаменитые чёрные кэбы на местном рынке составляют лишь 20 тысяч из примерно 115 тысяч водителей, и их количество не растёт. Остальные 80% — это так называемые «private hire» — водители мини-кэбов или шофёры. Им вечно нужны заказы: в отличие от кэбменов, они не имеют права подбирать людей на улице.
Wheely увидели в этом бизнес-возможность. Владелец ПО, с помощью которого администрировались водители, не банил приложение — ему было попросту всё равно. Проблемой стали менеджеры компаний в секторе private hire: они были готовы платить, но переманивали клиентов и не давали машины, когда у них было достаточно своих заказов. В результате пользователям приложения Антона иногда приходилось ждать по 50 минут.
Реформы
После неуспешного запуска Антон не стал расформировывать компанию в Лондоне: сервис с подключёнными водителями продолжил работу, а в офисе остались сотрудники. Несмотря на неудачи и работу в пассивном режиме, лондонский офис окупался.
Стало ясно, что Wheely не хватает второй половины ПО: приложения для водителей и системы диспетчеризации. После разработки их нужно было тестировать — компания взяла в аренду пять автомобилей E-класса и запустилась в Москве. И эта модель выстрелила.
Сейчас Wheely — технологическая компания, у которой нет ни одного автомобиля ни в собственности, ни в аренде. В Wheely более ста сотрудников и две с половиной тысячи водителей, полторы тысячи из которых — в Москве. В других городах их меньше — в Лондоне количество водителей достигло ста пятидесяти. Зато транспортный регулятор Лондона продлил лицензию Wheely на пять лет.
Спустя три года после старта в Москве компания запустила в регионах Wheely Express — это была попытка зайти в более доступный сегмент, но неудачная. В Wheely считают, что качественная услуга не может быть недорогой. Поэтому было решено ориентироваться на людей с высоким уровнем достатка, готовых платить за свой комфорт и безопасность. А Wheely Express превратилась в региональные отделения компании.
Смена парадигмы
Для компании 2018 год — время выхода с российского рынка на международный, что не похоже на запуск в очередном российском городе. Чтобы запустить аналогичную бизнес-модель на рынке другой страны, нужно переформировать многие процессы внутри компании: это касается PR, коммуникаций, маркетинга.
Когда Wheely открывалась в России, компанию воспринимали как иностранный бренд. Сейчас ситуация обратная — за рубежом на Wheely автоматически навешивают ярлык компании из России. Соответственно, одна из основных целей сейчас — перестроиться и сменить имидж.
Поэтому команде Wheely нужны кандидаты с международным опытом и одновременно с пониманием российского рынка.
Основной задачей маркетологов будет формирование нового имиджа компании и сопровождение выхода на международный рынок. Им нужно будет изучать внешние рынки, разрабатывать маркетинговую стратегию, искать подход к новым аудиториям, до которых нужно будет донести преимущества Wheely, анализировать свои результаты и адаптироваться к меняющейся ситуации.
И всё это в тесном сотрудничестве с отделом разработки, поскольку именно им нужно внедрять в продукт функции, необходимые новой аудитории. У компании есть внушительный бэклог разноплановых задач — новые сотрудники нужны в том числе для их решения.
Атмосферой внутри команды Wheely напоминает стартап. В отличие от крупных корпораций, разработчики вольны сами выбирать для себя задачи: человек, который до этого занимался платёжными шлюзами, может переключиться на работу над самим сервисом или водительским сервером.
В Wheely открыты вакансии:
- Backend Developer — Ruby и Go.
- Frontend Developer — ReactJS, EmberJS.
- DevOps Engineer.
- iOS Team Lead.
- IT Project Team Lead.
- QA Team Lead.
- Global Chief Marketing Officer.
- Senior Legal Counsel.
- Financial Business Analyst.
- Marketing Analyst.
- Drivers Training Manager.
- Quality Specialist.