Arsenn32
Arsenn32
Премиум
- Регистрация
- 08/01/2019
- Сообщения
- 5.813
- Репутация
- 19.583
Заниматься ли с ребенком летом? Или позволить ему расслабиться и забыть об уроках? А если заниматься — то чем и сколько? Эти вопросы неизменно встают перед родителями младших школьников. Рекомендации нейропсихолога Евгения Шведовского.
Нагружать или нет? Разумеется, этот вопрос нужно решать в каждом случае индивидуально. Но в целом в отношении учеников начальной школы я бы рекомендовал придерживаться двух следующих принципов.
Следовать за темпом развития ребенка
Если у вашего сына или дочери в течение учебного года сохранялась интенсивная нагрузка и он ее спокойно выдерживал, то отменять занятия полностью нежелательно. В начале лета можно сделать небольшой перерыв, а потом занятия лучше продолжить, просто с меньшей интенсивностью. Дело в том, что у ребенка в 7-10 лет реализуется новая ведущая деятельность — учебная.
Дети учатся учиться, у них вырабатывается навык действовать по плану, самостоятельно выполнять поставленные задачи и многие другие умения. И резко обрывать летом этот процесс нежелательно. Старайтесь его регулярно в течение лета поддерживать — чтением, прописями, какими-то развивающими занятиями. Просто для того, чтобы ребенок не отвык учиться.
Соблюдать баланс между игровыми и учебными компонентами
В младшем школьном возрасте происходит перестройка между игровой, привычной для дошкольников, деятельностью и учебной. Но игровая деятельность остается пока ведущей, поэтому позвольте ребенку играть столько, сколько захочет. Хорошо, если он будет осваивать летом новые виды спорта, особенно игровые — все они развивают навык волевой регуляции, зрительно-моторную координацию, что поможет ребенку в дальнейшем учиться более успешно.
В своей работе с детьми я использую нейропсихологические игры из программы сенсорно-моторной коррекции («Метод замещающего онтогенеза» А.В. Семенович). Их тоже можно интегрировать в ваше каникулярное расписание. Вот несколько нейропсихологических упражнений, которые будут нелишними, где бы ребенок ни отдыхал — в деревне или на море.
НЕСКУЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЛЕЗНОГО ОТДЫХА:
1. Игра в мячик с правилами (например — хлопками)
Игра для трех и более игроков, желательно с участием одного-двух взрослых. Участники встают в круг и кидают мяч по воздуху от одного игрока другому — по кругу, лучше сначала использовать большой мяч. Затем, когда ребенок освоил броски большим мячом, можно переходить к теннисному мячу. Сначала объясняем правило: «Как только кто-то из взрослых хлопнет в ладоши, кидаем мяч в обратном направлении. Когда кто-то из взрослых хлопнет два раза, игроки начинают перекидывать мяч другим способом — например, через пол, а не по воздуху». Игру можно усложнить, меняя темп — например, ускоряться, замедляться — можно всем игрокам одновременно перемещаться по кругу и так далее.
Польза. Эта игра развивает навыки волевой регуляции поведения, среди которых — внимание, контроль, следование инструкции. Ребенок учится произвольно действовать, осознанно управлять собой. И что особенно важно, это происходит в игровой, увлекательной форме.
2. Игра с пальчиками «Лесенка»
Эту игру полезно совместить с разучиванием стихов, которые вашему ребенку наверняка задал на каникулы учитель литературы. Сначала поучитесь «бегать» пальчиками по «лесенке» — пусть ребенок представит, что указательному и среднему пальцам надо подняться по ступенькам куда-то наверх, начиная с указательных пальцев. Когда ребенок сможет легко это делать пальцами обеих рук, подключите чтение стихов. Главная задача — читать стихи не в ритме шагов по лесенке. Нужно, чтобы эти действия не были синхронизированы. Следующая ступень упражнения — пальчики идут по лесенке вниз.
Польза. Мы даем мозгу ребенка двойную когнитивную нагрузку — речевую и моторную. Разные зоны мозга вовлечены в деятельность одновременно — это развивает межполушарное взаимодействие и возможность регулировать и контролировать разные функции.
3. Упражнение «Партизан»
Эта игра будет особенно интересна мальчикам. В нее лучше всего играть в комнате на ковре, а можно и на пляже, если ребенку комфортно ползать по песку. Играть можно и одному, но вдвоем-втроем веселее. Объясните ребенку, что он — партизан, и его задача — спасти товарища из плена. Посадите «пленника» в дальний конец комнаты — им может быть любая игрушка. На пути можно установить препятствия — стол, стулья, под которыми он будет проползать.
Но сложность в том, что партизану разрешается ползать особым способом — только одновременно правой рукой — правой ногой или левой рукой — левой ногой. Выкидываем вперед правую ногу и руку, одновременно ими отталкиваемся и ползем вперед. Поднимать локти нельзя, иначе партизана обнаружат. Детям это обычно очень нравится. Если играют несколько детей, они начинают соревноваться, пытаясь друг друга обогнать, следят, все ли соблюдают правила.
Польза. Эта игра тоже тренирует волевую регуляцию, ведь ребенку приходится удерживать в голове несколько задач одновременно. Кроме того, она развивает ощущение своего тела, осознание его границ. Ползая непривычным образом, ребенок рефлексирует над каждым движением. И еще игра развивает зрительно-моторную координацию: ребенок видит, что и где он делает. Это влияет на важные учебные компетенции. Например, облегчает задачу переписывания с доски — не «отзеркаливая» буквы и цифры.
4. Рисование двумя руками «Бровки», «Улыбочки»
Для выполнения этого упражнения вам понадобятся маркерная/меловая доска и сами маркеры либо мелки. Можно использовать листочки, закрепленные на вертикальную поверхность, и восковые мелки. Сначала взрослый разделяет доску на 2 равные части, затем на каждой части рисует симметричные дуги — примеры для ребенка.
Задача ребенка — сначала правой, затем левой рукой нарисовать дугу поверх рисунка взрослого сначала в одну сторону, затем в другую, не отрывая руки, всего 10 раз (движения справа налево — слева направо). Нам важно добиться минимальной «бахромы». Линия ребенка и взрослого должны максимально совпадать. Затем рисуется еще один пример с обеих сторон и ребенок рисует-«дирижирует» обеими руками то же самое.
Не нужно переусердствовать и делать эти упражнения каждый день — достаточно одного-двух раз в неделю, не больше.
Об эксперте Евгений Шведовский — нейропсихолог, сотрудник Центра здоровья и развития им. Св. Луки, младший научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр психического здоровья».
Нагружать или нет? Разумеется, этот вопрос нужно решать в каждом случае индивидуально. Но в целом в отношении учеников начальной школы я бы рекомендовал придерживаться двух следующих принципов.
Следовать за темпом развития ребенка
Если у вашего сына или дочери в течение учебного года сохранялась интенсивная нагрузка и он ее спокойно выдерживал, то отменять занятия полностью нежелательно. В начале лета можно сделать небольшой перерыв, а потом занятия лучше продолжить, просто с меньшей интенсивностью. Дело в том, что у ребенка в 7-10 лет реализуется новая ведущая деятельность — учебная.
Дети учатся учиться, у них вырабатывается навык действовать по плану, самостоятельно выполнять поставленные задачи и многие другие умения. И резко обрывать летом этот процесс нежелательно. Старайтесь его регулярно в течение лета поддерживать — чтением, прописями, какими-то развивающими занятиями. Просто для того, чтобы ребенок не отвык учиться.
Соблюдать баланс между игровыми и учебными компонентами
В младшем школьном возрасте происходит перестройка между игровой, привычной для дошкольников, деятельностью и учебной. Но игровая деятельность остается пока ведущей, поэтому позвольте ребенку играть столько, сколько захочет. Хорошо, если он будет осваивать летом новые виды спорта, особенно игровые — все они развивают навык волевой регуляции, зрительно-моторную координацию, что поможет ребенку в дальнейшем учиться более успешно.
В своей работе с детьми я использую нейропсихологические игры из программы сенсорно-моторной коррекции («Метод замещающего онтогенеза» А.В. Семенович). Их тоже можно интегрировать в ваше каникулярное расписание. Вот несколько нейропсихологических упражнений, которые будут нелишними, где бы ребенок ни отдыхал — в деревне или на море.
НЕСКУЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЛЕЗНОГО ОТДЫХА:
1. Игра в мячик с правилами (например — хлопками)
Игра для трех и более игроков, желательно с участием одного-двух взрослых. Участники встают в круг и кидают мяч по воздуху от одного игрока другому — по кругу, лучше сначала использовать большой мяч. Затем, когда ребенок освоил броски большим мячом, можно переходить к теннисному мячу. Сначала объясняем правило: «Как только кто-то из взрослых хлопнет в ладоши, кидаем мяч в обратном направлении. Когда кто-то из взрослых хлопнет два раза, игроки начинают перекидывать мяч другим способом — например, через пол, а не по воздуху». Игру можно усложнить, меняя темп — например, ускоряться, замедляться — можно всем игрокам одновременно перемещаться по кругу и так далее.
Польза. Эта игра развивает навыки волевой регуляции поведения, среди которых — внимание, контроль, следование инструкции. Ребенок учится произвольно действовать, осознанно управлять собой. И что особенно важно, это происходит в игровой, увлекательной форме.
2. Игра с пальчиками «Лесенка»
Эту игру полезно совместить с разучиванием стихов, которые вашему ребенку наверняка задал на каникулы учитель литературы. Сначала поучитесь «бегать» пальчиками по «лесенке» — пусть ребенок представит, что указательному и среднему пальцам надо подняться по ступенькам куда-то наверх, начиная с указательных пальцев. Когда ребенок сможет легко это делать пальцами обеих рук, подключите чтение стихов. Главная задача — читать стихи не в ритме шагов по лесенке. Нужно, чтобы эти действия не были синхронизированы. Следующая ступень упражнения — пальчики идут по лесенке вниз.
Польза. Мы даем мозгу ребенка двойную когнитивную нагрузку — речевую и моторную. Разные зоны мозга вовлечены в деятельность одновременно — это развивает межполушарное взаимодействие и возможность регулировать и контролировать разные функции.
3. Упражнение «Партизан»
Эта игра будет особенно интересна мальчикам. В нее лучше всего играть в комнате на ковре, а можно и на пляже, если ребенку комфортно ползать по песку. Играть можно и одному, но вдвоем-втроем веселее. Объясните ребенку, что он — партизан, и его задача — спасти товарища из плена. Посадите «пленника» в дальний конец комнаты — им может быть любая игрушка. На пути можно установить препятствия — стол, стулья, под которыми он будет проползать.
Но сложность в том, что партизану разрешается ползать особым способом — только одновременно правой рукой — правой ногой или левой рукой — левой ногой. Выкидываем вперед правую ногу и руку, одновременно ими отталкиваемся и ползем вперед. Поднимать локти нельзя, иначе партизана обнаружат. Детям это обычно очень нравится. Если играют несколько детей, они начинают соревноваться, пытаясь друг друга обогнать, следят, все ли соблюдают правила.
Польза. Эта игра тоже тренирует волевую регуляцию, ведь ребенку приходится удерживать в голове несколько задач одновременно. Кроме того, она развивает ощущение своего тела, осознание его границ. Ползая непривычным образом, ребенок рефлексирует над каждым движением. И еще игра развивает зрительно-моторную координацию: ребенок видит, что и где он делает. Это влияет на важные учебные компетенции. Например, облегчает задачу переписывания с доски — не «отзеркаливая» буквы и цифры.
4. Рисование двумя руками «Бровки», «Улыбочки»
Для выполнения этого упражнения вам понадобятся маркерная/меловая доска и сами маркеры либо мелки. Можно использовать листочки, закрепленные на вертикальную поверхность, и восковые мелки. Сначала взрослый разделяет доску на 2 равные части, затем на каждой части рисует симметричные дуги — примеры для ребенка.
Задача ребенка — сначала правой, затем левой рукой нарисовать дугу поверх рисунка взрослого сначала в одну сторону, затем в другую, не отрывая руки, всего 10 раз (движения справа налево — слева направо). Нам важно добиться минимальной «бахромы». Линия ребенка и взрослого должны максимально совпадать. Затем рисуется еще один пример с обеих сторон и ребенок рисует-«дирижирует» обеими руками то же самое.
Не нужно переусердствовать и делать эти упражнения каждый день — достаточно одного-двух раз в неделю, не больше.
Об эксперте Евгений Шведовский — нейропсихолог, сотрудник Центра здоровья и развития им. Св. Луки, младший научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр психического здоровья».